Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий

Определяющее влияние на выбор и конструктивное решение объемно-планировочных решений промышленных зданий и их элементов оказывает внутрицеховой транспорт и в первую очередь подъемно-транспортное оборудование.
К напольному передвижному безрельсовому оборудованию относятся автопогрузчики, электрокары с по-грузочно-разгрузочными устройствами и без них, одиночные и с прицепами.
К напольному рельсовому транспорту (железнодорожного состава при ширине колеи 1524, 900 и 750мм) относятся все виды устройств, где перемещение подвижного состава осуществляется по рельсовым путям тупикового или сквозного направления вдоль или поперек пролета.
Подвижное подъемно-транспортное оборудование применяют для подъема и транспортировки грузов в подвешенном состоянии. Для небольших грузов (5—10 т) используют подвесное оборудование (кошки, электротали, подвесные краны). Кошки и электротали представляют собой тележку, катящуюся по нижней полке Двутавровой тачки, прикрепленной к вышерасположенным конструкциям. Кошки имеют ручной привод, электротали— электрический привод, часто с дистанционным Управлением. Двутавровая балка (монорельс), по нижней полке которой катится кошка или электроталь, неподвижно крепится к несущим конструкциям покрытия. Путь монорельса может иметь повороты и разветвления, что обеспечивает перемещение грузов по всему зданию или из одного здания в другое (по промежуточной эстакаде) без дополнительных перегрузок.
Подвижным опорным подъемно-транспортным оборудованием являются балочные и мостовые краны, передвигающиеся на бегунках по рельсам, уложенным на подкрановые балки.
Балочные краны управляются с пола, их грузоподъемность 1—5 т. В одноэтажных промышленных зданиях особенно широко^рименяются мостовые краны, позволяющие перемещать тяжелые грузы по длине, ширине и высоте здания, не уменьшая его полезной площади. Основная часть мостового крана — мост, образуемый двумя или четырьмя параллельно доставленными стальными фермами. Опоры фермы соединены между собой поперечными стальными балками и снабжены колесами (катками).
Мостовой кран при помощи электромоторов движется вдоль цеха по рельсам, уложенным на подкрановые балки, которые в свою очередь опираются на колонны каркаса или на несущие стены. Мостовые краны в зависимости от продолжительности их работы в смену и от скорости передвижения делят на краны легкого, среднего, тяжелого и очень тяжелого режима работы.
Механизмы мостового крана имеют самостоятельные электродвигатели, приводимые в действие независимо один от другого. Управление механизмами крана сосредоточено в кабине крановщика, которая подвешивается к мосту крана или размещается на грузовой тележке. Электродвигатели кранов питаются током с помощью троллейных проводов, которые подвешивают к подкрановым балкам или несущим конструкциям покрытий.
В отдельных производствах применяют краны грузоподъемностью 600 т и более (литейные цехи, сборочные цеха энергетического оборудования и т.п.).
В одном помещении могут быть подвешены краны по ширине пролета в 2 ряда. Возможно расположение опорных кранов в 2 и даже в 3 яруса. В одном ярусе располагают 1, 2, 3, а иногда и большее число кранов.
В современных условиях целесообразно опорные краны заменять напольными, что обеспечивает значительную экономию стоимости несущих конструкций и повышает эффективность эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.
Размеры мостовых кранов находятся в тесной связи с размерами зданий. Так, например, пролет здания связан « пролетом крана lкр зависимостью:
L = lкр + 2l,где l — расстояние между разбивочной осью колонны здания и осью подкранового рельса; l — принимается равным 750 мм для кранов грузоподъемностью до 50 т включительно и 1000 мм — для кранов грузоподъемностью 50 т.
В тех случаях, когда грузоподъемность мостовых кранов более 50 т, пролеты кранов уменьшают на 0,5 м.
То же следует делать и при устройстве проходов вдоль подкрановых путей.
При выборе конструкций промышленных зданий важное значение имеет определение требуемой высоты пролета. Для цехов, оборудованных мостовыми кранами, в соответствии с унификацией конструктивных решений назначаются следующие обозначения высот: Н — высота пролета; Hкр — высота от уровня пола до уровня головки кранового рельса; h1— высота технологического оборудования; h2 — безопасный зазор между оборудованием и грузом; h3 — высота груза с такелажем; h4 — высота от верхнего положения крюка крана до уровня головки кранового рельса; h5 — расстояние от уровня головки кранового рельса до оголовка колонны.
По санитарно-гигиеническим требованиям минимальные высоты производственных помещений должны быть не менее 3 м. Однако при выборе высоты помещения надо учитывать, что объем воздуха помещения на одного работающего с учетом очистки воздуха в условиях производственных выделений должен быть не менее 15 м3.
Особую группу мостовых кранов представляют краны, устанавливаемые в цехах металлургического производства. К ним относятся: 1 — мульдо-магнитные; 2 — завалочные; 3 — литейные; 4 — краны для раздевания слитков; 5 — краны с лапами; 7 — ковочные.
Мульдо-магнитные и завалочные краны применяются в сталеплавильных цехах.
Они имеют тележку с двумя подъемными лебедками; одну для мульдового захвата и другую — для магнита. Мульда представляет собой стальную коробку для загрузки материалов в сталеплавильную печь.
Магнитный захват применяется для загрузки металлического сырья-скрапа (лом и отходы производства).
Литейные краны предназначены для подъема ковшей, наполненных расплавленным чугуном или сталью. Грузоподъемность таких кранов достигает 650 т.
Краны для раздевания слитков (выжимания слитков из изложниц) оборудуются механизмами с клещами. Краны с лапами служат для перемещения разогретых слитков металла.
Ковочные краны имеют две тележки, расположенные на параллельных путях; главную с подвешенным на крюке кантователем и вспомогательную крюковую.
Козловые краны в настоящее время широко используются в цехах, особенно при технологическом оборудовании, часто заменяемом. Такие краны упрощают конструктивную схему здания и освобождают от крановой нагрузки вертикальные несущие конструкции здания.

Sorry, comments for this entry are closed at this time.