Каркас одноэтажного промышленного здания

Несущая основа одноэтажных промышленных зданий — каркас. Материалом для устройства каркаса служит сборный железобетон, а также сталь.
В ряде случаев при устройстве каркасов сочетают железобетон и сталь.
Каркас промышленных зданий подвергается сложному комплексу силовых и несиловых воздействий. Силовые воздействия возникают под действием постоянных и временных нагрузок (масса конструкций, люди, ветер, снег), а кроме того, от эксплуатационного оборудования, станков, механизмов, грузоподъемных устройств и т. д. Несиловые воздействия образуются от воздействия внешней и внутренней среды, в виде положительных и отрицательных температур, их смен, жидкой и парообразной влаги, воздуха и содержащихся в нем химических веществ, действия минеральных масел, щелочи, кислот, а также блуждающего тока.
Все эти компоненты разрушают структуру строительных материалов, а следовательно, и конструкций. Поэтому элементы каркаса должны обладать термостойкостью, влагостойкостью и биостойкостью. В целом каркас должен обладать надежностью, т. е. обеспечивать те эксплуатационные требования, которые к нему предъявляются технологическим процессом производства.
Большой опыт накоплен нашими проектными и строительно-монтажными организациями в создании в промышленном строительстве систем планировочных и конструктивных решений. Все они в различной степени приемлемы для конкретных технологических и местных условий. Однако их выбор должен быть обоснован технико-экономическими показателями. Рациональный выбор конструктивного решения и его экономичность определяют эффективность проектирования. В свою очередь качество проекта промышленного здания или отдельного сооружения определяется уровнем использования в нем передовых технических решений, его технико-экономическими показателями.
В промышленном строительстве наибольший расход материалов приходится на несущие конструкции зданий и сооружений, т. е. на конструктивные элементы, определяющие их основу. Подавляющий объем материалов расходуется на конструктивные элементы, которые изготовляются из бетона и железобетона, такое положение сохранится и в перспективе. Поэтому снижение расхода этих материалов обеспечивает особую эффективность и направлено на более полное использование физико-механических свойств железобетона, что достигается совершенствованием конструктивной формы элементов. Так, замена в несущих колоннах прямоугольного сечения на двухветвевое уменьшает расход железобетона на 22—26%, применение оболочек вместо плоских элементов в покрытиях сокращает расход бетона на 26 и стали до 34%. Эффективно использование материалов высокой прочности, например повышение марок бетона с 400 до 600—800 позволяет сократить его расход в балках и фермах на 8—10%, а применение высокопрочной арматуры обеспечивает экономию стали до 36%. Именно поэтому важное значение имеет выбор конструкций из числа рекомендованных каталогами, техническими условиями и нормами проектирования. Сравнительные характеристики отдельных конструкций по их ТЭП (технико-экономическим показателям) определяют рациональные основы назначения конструкций.
Рассматривая промышленные здания в последовательности их практического проектирования, следует помнить, что основой является соответствие конструкций технологическим, местным и строительно-монтажным условиям. При этом важнейшее место в оценке принятых решений должны иметь технико-экономические показатели. Дальнейшее рассмотрение отдельных конструкций промышленных зданий и сооружений проводится в учебнике в той последовательности, в которой они возводятся.
Несущей основой одноэтажного промышленного здания обычно служит поперечная рама, которая образована колоннами и несущими конструкциями покрытия (балки, фермы, арки и др.) и продольными элементами в виде фундаментных, подкрановых, обвязочных балок, подстропильных конструкций, плит покрытия и связей.
В этом случае, когда несущие конструкции покрытий выполняются в виде пространственных систем — сводов, куполов, оболочек, складок и др., они одновременно являются продольными и поперечными элементами каркаса.
Через каждые 72 м по длине корпуса в каркасах устраивают температурные швы, которые расчленяют его на отдельные участки, называемые температурными блоками. Этот же размер 72 м соответствует размерам унифицированных секций. В многопролетных одноэтажных зданиях ширина температурного блока не должна превышать 144 м. Каждый такой блок должен обладать самостоятельной пространственной жесткостью.

Sorry, comments for this entry are closed at this time.