Стальные каркасы

В настоящее время нашей промышленностью освоены экономичные виды проката, широко используемые при строительстве промышленных зданий. Применение стального проката способствует снижению массы зданий и обеспечивает индустриализацию строительства.
Стальные каркасы устраивают в тех случаях, когда промышленные здания имеют укрупненную сетку колонн, большую высоту и мостовые краны большой грузоподъемности. Применение стальных каркасов экономически целесообразно для цехов тяжелого машиностроения, мартеновских цехов, цехов прокатного производства и др. Элементы стального каркаса по своему назначению те же, что и при сборных железобетонных конструкциях. Стальные колонны по конструкции бывают сплошные и сквозные. Поперечное сечение сплошных колонн состоит из прокатных профилей или листов, сваренных между собой по всей высоте. Сквозные состоят из нескольких отдельных ветвей, соединенных планками или решетками.
Колонны постоянного сечения применяют в зданиях с небольшими крановыми нагрузками. При грузоподъемности кранов более 20 т устраивают ступенчатые колонны. Такие колонны наиболее распространены. Надколонник ее состоит из одной ветви, подкрановая часть — из двух ветвей, соединенных решеткой. В колоннах средних рядов обе ветки имеют двутавровое сечение, колойны крайнего ряда для удобства сопряжения со стеной состоят из двух крупных уголков, соединенных листами.
Основная часть каждого башмака — стальная строганая плита (опорный лист) толщиной 45—75 мм, на которую фрезерованным торцом опирается ветвь колонны. Башмак крепят к фундаменту анкерными болтами. Для увеличения площади опирания колонн применяют траверсы, на которые упирают анкерные плиты.
Башмаки не должны выступать выше уровня пола. Во избежание коррозии нижние части колонн покрывают бетоном. Для опирания стен (кирпичные, крупноблочные) между фундаментами крайних колонн устанавливают сборные железобетонные фундаментные балки.
Стальные подкрановые балки. Подкрановые балки, выполняемые из стали, могут быть сварными, сплошными и сквозными.
Для кранов грузоподъемностью более 50 т подкрановые балки делают сварными из прокатного двутавра с усиленной верхней полкой или двутаврового профиля, сваренного из листовой стали с уширенной верхней полкой.

Решетчатые подкрановые балки по сравнению со сплошными более экономичны по расходу стали .и применяются при пролетах 12 м и более. Однако их можно использовать только для кранов легкого и среднего режимов работы с грузоподъемностью до 50 т. Вид крановых рельсов и, их крепление к верхнему поясу подкрановой балки зависит от грузоподъемности крана.
Для кранов грузоподъемностью более 50 т применяют крановые рельсы специального профиля, которые закрепляют стальными планками и прижимными болтами.
Железнодорожные рельсы широкой колеи подкрановых путей для кранов грузоподъемностью 10—15 т крепят к верхним поясам балок крюками и гайками с пружинными шайбами.

Важным конструктивным элементом при устройстве подкрановых путей служат концевые упоры, представляющие собой фиксирующие границы движения крана.
Горизонтальные тормозные усилия воспринимаются тормозными фермами (балками), располагаемыми в плоскости верхнего пояса подкрановых балок. В уровне крановых путей часто предусматривают проходы, для чего по тормозным фермам укладывают настил, а вдоль проходов устраивают ограждение.
Фахверк и связи между стальными колоннами. Фахверк представляет собой дополнительный каркас, расположенный в плоскости продольных и торцовых стен и предназначенный для восприятия веса стенового заполнения и ветровых усилий для передачи на основной каркас.
Фахверк применяют в тех случаях, когда ограждения выполняются из асбестоцементных или металлических листов в зданиях высотой более 30 м, а также для временных переносных торцовых стен. Весьма часто при шаге колонн 6 м фахверк состоит из ригелей, располагаемых над оконными проемами. Для ригелей  фахверка применяют швеллеры или двутавры.
Вертикальные связи, обеспечивающие неизменяемость каркаса в продольном направлении, располагают по высоте подкрановой части колонн. Связи могут быть крестовыми, портальными и в виде подкосов. Выполняют связи из уголков или швеллеров. Крепление связей осуществляется болтами, а иногда заклепками. Обеспечение жесткости — неизменяемости стального каркаса — чаще всего достигается установкой горизонтальных и вертикальных связей в шатре, т. е. в несущих конструкциях покрытия.
В состав каркасов входят несущие элементы покрытий. В железобетонных каркасах балки и фермы выполняют из железобетона или стали, в стальных каркасах соответственно — из стального проката. В смешанных каркасах несущие элементы покрытий могут быть выполнены также в виде пространственных систем — сводов, куполов, оболочек, складок и других элементов.

Sorry, comments for this entry are closed at this time.