Средства,определяющие выразительность архитектуры

Архитектуре присущи только ей свойственные понятия, определяющие те средства, которыми достигаются архитектурная гармония, уравновешенность, единство различных масс, т. е. зрительное совершенство. К таким средствам могут быть отнесены: единство и соподчиненность, тектоника, соотношение архитектурных форм, пропорции, масштабность, ритм, фактура и цвет, а также использование смежных видов искусств.
Единство — основной закон архитектурной композиции. Оно может быть достигнуто приданием зданию простой нерасчлененной формы. Однако, как правило, единство и гармоничность достигаются многообразными композиционными средствами, к которым относятся различные приемы компоновки планов и объемов зданий и их конструктивной структуры, а также ряд художественных композиционных средств, взаимно связанных и направленных к единой цели — достижению архитектурной выразительности сооружения.
Под тектоникой понимают художественное выражение конструктивной структуры здания. По характеру зрительного восприятия различают элементы тяжелые и легкие, статичные и динамичные, массивные и пространственные.
В архитектурном значении соотношение архитектурных фррм определяется по их величине, массе, фактуре и другим качествам. Так, например, масса обладает весомостью, которая может быть выражена (зрительно) в большей или меньшей степени. Отсюда возникает необходимость создания зрительной уравновешенности масс как одного из важных компонентов композиции. Соотношение отдельных объемов или частей сооружения может быть тождественным, нюансным или контрастным. Именно этими средствами может быть достигнуто акцентирование главного содержания.
Пропорциональность в архитектуре — это соотношение между размерами, т.е. гармоничное соотношение всех элементов и частей здания между собой и с целым. Именно пропорциональность зрительно устанавливает между частями здания закономерную связь.
В архитектуре используют две системы пропорциональности. Первая основана на соотношениях простых чисел и называется модульной. В этой системе мерой всех частей является единая исходная величина — модуль.
Второй системой пропорциональной зависимости в архитектуре является геометрическое иррациональное построение и соотношение размеров.
Наиболее часто применяется в этой системе метод «золотого сечения». Основа этой системы — деление целого на две части, из которых меньшая так относится к большей, как большая к целому. Поскольку отдельные элементы связаны единой закономерностью и дают уравновешенные пропорции, в архитектурной композиции широко используется метод «золотого сечения».
Под масштабностью в архитектуре понимают выразительность соотношения размеров формы по отношению к росту человека, природному окружению, рядом стоящим зданиям и т.д.
Широкое применение метрических рядов в архитектуре объясняется тем, что повторяемость элементов содействует выявлению единства композиции и определяет технико-экономическое значение стандарта.
Ритм в архитектуре характеризует закономерное изменение расстановки форм, частей здания и других элементов композиции.
В архитектуре важное значение имеют фактура, цвет и эффект светотени. Все это подчеркивает степень весомости отдельных элементов здания. Особенно важно это в современной архитектуре, где в условиях заводского изготовления определяется будущая выразительность здания.
Весьма существенно органическое сочетание архитектурных форм с произведениями скульптуры, живописи и прикладного искусства. Именно это определяет термин синтез искусств.

Sorry, comments for this entry are closed at this time.