Архитектура времен Петра I по вторую половину XIX в.

Реформы Петра I, превращение Московского государства в Российскую империю и основание новой его столицы — Петербурга, послужили стимулом к новому расцвету русской архитектуры. В этот период (начало XVIII в.) она начинает развиваться во взаимосвязи с европейской, сохраняя однако свои национальные черты. Строгость архитектурных форм, характерная для петровского времени, сменилась пышным нарядным стилем— русским барокко.?br /> Декоративность и показная пышность этого стиля были направлены к созданию торжественных дворцовых зданий и крупных ансамблей. Наиболее известными сооружениями этого, периода были Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец в Петербурге, собор Смольного монастыря, созданные В. Растрелли, и другие сооружения.
В конце XVIII в. под влиянием просветительных идей складываются новые эстетические понятия, основой которых становятся античные, классические формы.
Авторы крупнейших сооружений русского классицизма — архитекторы В. И. Баженов, М. Д. Казаков, И. Е. Старов и др. — стремились сочетать принципы классического зодчества с творческой переработкой русского классического наследия. Начало XIX в. ознаменовалось новым этапом русского классицизма. В произведениях этого периода зодчие избегают декоративности, акцентируют идейное содержание сооружения, вводят монументальную скульптуру. Крупнейшими зодчими этого 'периода были А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, по проектам которых возведены наиболее величественные ансамбли Петербурга — Адмиралтейство, Казанский собор, Горный институт и др..
После победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. заметно усилилось значение торжественных и триумфальных форм.
В этот период наиболее заметными сооружениями стали ансамбль дворцовой площади в Петербурге (архит. К. И. Росси), здания Сената и Синода и др.
Для построенных в этот период зданий и сооружений характерны простые рациональные формы планов, сдержанное использование скульптурно-декоративного убранства. Главное внимание уделялось пропорциям зданий и их элементов, заимствованных из классической архитектуры, ордерам античного происхождеия.
Если в стиле барокко колонны использовались для декоративного обогащения фасадов, обычно не исполняя функциональной роли несущих элементов, то в классицизме им была возвращена конструктивная роль.
В большинстве сооружений классицизма фасады имели шести- или восьмиколонные портики и фронтоны, наподобие античных. Во внутренних помещениях также использовались ордера в виде круглых колонн, полуколонн или пилястр.
Большое строительство велось в Москве после пожара 1812 г. Строились многочисленные дворянские и купеческие особняки, городские усадьбы, общественные здания. В архитектуре московского классицизма преобладали стенная плоскость, портики, повторяющиеся скульптурные элементы, геометрические четкие объемы зданий. В решении планов зданий преобладали симметричные построения.
Со второй половины XIX в. в период развития промышленного капитализма архитектура как искусство утрачивает свое значение. Именно в это время подъем строительной техники позволил создать смелые инженерные решения — сооружения из металла, стекла и нового материала — железобетона.
В застройке городов основное место занимали многоэтажные жилые доходные дома, фасады которых носили следы использования разных стилей.

Sorry, comments for this entry are closed at this time.